Эксплуатация: советы, рекомендации

Как собраться в мотопутешествие – пособие для начинающих

Как собраться в мотопутешествие - пособие для начинающих

1. Куда поехать

Вариантов куда поехать на мотоцикле множество. Начать планировать маршрут нужно с цели. Наверняка, если вы читаете эту статью, мысль о посещении какого-то конкретного места на мотоцикле у вас уже крутится в голове. В нашей стране куча мест, куда можно съездить на мотоцикле. Как правило – это горы. Все зависит от класса техники, на которой вы планируете ехать. Наиболее интересными с точки зрения природных достопримечательностей кажутся Кавказ, Алтай, Дальний Восток, Русский Север и Урал. Если же вам хочется увидеть исторические достопримечательности, красивую архитектуру и шедевры зодчества, то вам в центральные регионы и в Карелию. В этих местах обязательно найдется что посмотреть и куда съездить как для любителей внедорожной езды, так и для любителей покататься по дорогам с хорошим покрытием. Северные регионы накладывают ограничения на время поездки, сюда лучше ехать ближе к осени, когда погода уже установилась. Зато, в отличие от юга, здесь не будет невыносимо жарко на протяжении всей поездки, а на мотоцикле это тоже имеет немаловажную роль.

Как собраться в мотопутешествие - пособие для начинающих

2. С кем поехать

Зачастую начинающие мотопутешественники сталкиваются с проблемой поиска команды для путешествия. Это действительно проблема, т.к. когда ты только собираешься в свою первую дальнюю поездку, не факт, что твои друзья-мотоциклисты поддержат тебя в этом начинании. Не стоит ехать в первое дальнее путешествие с компанией незнакомых людей, с которыми вы встретились на въезде в город. Вероятность того, что эти люди не сольются в самый неподходящий момент достаточно мала. Нужно найти одного-двух человек, готовых составить компанию, встретиться и вместе подготовиться к путешествию. Идеальная команда – два одинаково настроенных на путешествие человека на схожей по техническим параметрах технике и с одинаковыми ограничениями по срокам поездки. Должен работать принцип – в пути ваш напарник = ваш друг. Искать напарника стоит на региональных форумах, а также на сайтах о мотопутешествиях. Иногда так случается, что человек, с которым вы поехали в свою первую дальнюю мотопоездку, будет готов составить вам компанию и дальше. Можно поехать и в одиночку, это полностью развязывает вам руки, но нужно позаботиться о своей безопасности в пути: выходить на связь из контрольных точек, быть готовым к различного рода проявлениям агрессии.

Как собраться в мотопутешествие - пособие для начинающих

3. На чем поехать

Выбор техники – сугубо личный вопрос, если речь идет об индивидуальных путешествиях. Если же вы едете в компании, то нужно учесть несколько моментов. Во-первых, средняя крейсерская скорость должна быть примерно равна у всех участников. Как правило, для дорог с хорошим покрытием это 100-110 км/ч (для безопасной езды). Для легких эндуро – 80-90 км/ч. Во-вторых, запас хода на одном баке у всех должен примерно совпадать. Обычно промежуток между заправками от 150 до 250 км. Согласитесь, если один участник будет ехать 60 км/ч, а другой 160 км/ч это превратит поездку в гонку и ни к чему хорошему не приведет. Помните, универсальных мотоциклов не бывает! Вы не сможете на дорожнике с удовольствием ехать по болоту, песку или гравию. А на двухтактном кроссе не сможете долго двигаться в среднем темпе по трассе. Идеально, если вы мотоцикл подбираете под конкретный маршрут и с учетом техники ваших единомышленников.

Как собраться в мотопутешествие - пособие для начинающих

4. Как подготовить технику

Техника перед поездкой должна быть в технически исправном состоянии. Нет, перебирать и капиталить двигатель не нужно перед каждой поездкой, но обслужить мотоцикл необходимо. Цепь, звезды, тормозные колодки и диски, покрышки должны позволять проехать на них без замены весь маршрут. Если ваш маршрут предполагает более 15 тыс. км пути, то нужно позаботиться и взять с собой необходимые расходники. Все жидкости в мотоцикле желательно поменять перед дальней поездкой. Подвески должны быть исправны, вилка не должна течь, аммортизаторы должны отрабатывать неровности без раскачиваний. Учитывайте настройку подвесок с учетом загрузки заднего колеса. Если это необходимо, увеличьте преднатяг пружин.
Нужно позаботиться о местах крепления багажа. Это могут быть фабричные кофры со штатными креплениями, либо рамки под крепление сумок. Если в пути вам потребуется запас топлива, то подумайте – куда крепить канистру.

С точки зрения комфорта в дороге можно порекомендовать установить ветрозащиту (как правило, совмещена с защитой ручек от падений) и подогрев ручек руля. Можно установить высокое ветровое стекло. Удобно использовать мотоциклетный навигатор, который не боится влаги. Нужно сделать крепление для него и организовать электропитание от бортовой сети мотоцикла.

Как собраться в мотопутешествие - пособие для начинающих

5. Что взять с собой

Этот пункт требует тщательного продумывания. Как правило набор мототуриста состоит из следующих необходимых вещей: аптечка, гигиенический набор, документы и деньги, запасные ключи, телефон и/или фотоаппарат, одежда ездовая, одежда сменная ездовая, одежда городская, дождевой набор (костюм, бахилы и перчатки), обувь для стоянок, газ и горелка при необходимости, набор для приема пищи (КЛМН), инструмент для мелкого ремонта в дороге, запчасти для мелкого ремонта, палатка, спальник, коврик, перекус, вода. Каждый из этого списка что-то убирает, и что-то добавляет на свое усмотрение исходя из особенностей маршрута. Экипировку стоит выбирать исходя из следующих простых правил: она должна быть удобной при езде, должна легко сниматься и одеваться, должна легко стираться. Лучший набор для дальних поездок: шлем модуляр, черепаха, наколенники, мотоботы. В качестве куртки и штанов удобно использовать горнолыжный комплект из мембранной ткани с вентиляцией. Идеально, если наколенники можно снять не снимая штанов. Мотоботы должны быть плотными, высокими, с хорошей фиксацией ноги, но при этом в них должно быть удобно ходить. В качестве бюджетного варианта можно использовать старые добрые берцы, но защита в них несколько хуже.

Не стоит брать с собой слишком много инструмента и запчастей. Эти вещи тяжелые, а ремонт в дороге не подразумевает полную разборку двигателя с заменой деталей. Гораздо проще погрузить мотоцикл в грузовик и доехать до ближайшего СТО. Бывают, конечно, и исключения, но только для сложных автономных маршрутов. Вещи должны быть упакованы в герметичные пакеты. Принцип укладки прост: вещи для стоянки, вещи оперативного доступа, необходимое в дороге. Дождевик всегда должен быть под рукой. От качества дождевика зависит ваша безопасность и комфорт. Обязательно бахилы, т.к. никакая обувь не защищает на 100% от дождя, а сохнут ботинки очень долго.

Как собраться в мотопутешествие - пособие для начинающих

6. Как организовать свой быт в дороге

Если вы планируете поездку налегке по оживленным трассам, то ваш выбор – придорожные кафе и гостиницы. В нашей стране встречаются места, где гостиниц нет на протяжении 100 и более километров трассы, поэтому вставать на ночевку лучше заранее. Ехать ночью небезопасно. Лучше даже при гостиничном отдыхе иметь при себе запас еды на перекус (чай, банка тушенки, хлеб и сладкое). Это даст вам возможность не сильно переживать об отсутствии на пути кафе и о качестве предлагаемой там еды.

Если поездка планируется с ночевками в палатке, то нужно позаботиться о том на чем, в чем, чем и из чего вы будете готовить себе еду. Очень удобно использовать газовую горелку и небольшой котелок на 3 литра. Можно взять с собой топор для заготовки дров. Ночевать лучше вдали от населенных пунктов, причем так, чтобы не было видно с трассы. Как правило, с любой трассы есть отвороты в районе мостов через крупные реки. В этих местах можно и порыбачить и отдохнуть. Ваше походное снаряжение должно давать вам возможность хорошо выспаться, т.к. от качества сна зависит успешным ли будет ваш следующий ездовой день. На стоянке желательно иметь кемпинговый фонарик, который можно повесить или поставить в палатке. Заранее позаботьтесь о запасе питьевой воды, она не всегда может быть рядом с местом для стоянки. При поездке с ночевками в палатке обычно питание два раза в день (утром и вечером) и перекус. Этого вполне достаточно для продуктивной езды в течение 8-10 часов.

Удачных вам путешествий!