Эксплуатация: советы, рекомендации

Ремонт головки цилиндров двигателя мотоцикла

Ремонт головки цилиндров двигателя мотоцикла

Переборка головки цилиндра 4-тактного двигателя – несложная задача. По большому счету, для ее выполнения вам понадобится только несколько общеслесарных инструментов и специальное приспособление для сжатия пружин клапанов.

История

За многие годы конструкция клапанного механизма и головок цилиндров двигателей мотоциклов претерпела множество изменений. Ранее головки блока изготавливались из чугуна и имели простую форму, обеспечивавшую создание необходимого давления газов и воспламенения топливовоздушной смеси. Клапаны были расположены не в головках, а в боковой части блока цилиндров.

Другой вариант расположения клапанов использовался в двигателях типа F-Head – например, в первом агрегате от Harley Davidson, который был разработан в 1902-1903 годах. В нем впускной клапан располагался над поршнем, а выпускной находился в боковой части блока цилиндров.

Ремонт головки цилиндров двигателя мотоцикла

Ремонт головки цилиндра

В дальнейшем конструкторы отошли от использования схемы с боковой установкой клапанов в пользу верхнего расположения клапанов и распределительных валов. Однако вне зависимости от конструктивных особенностей двигателя головка цилиндров или клапанный механизм рано или поздно потребуют ремонта или обслуживания.

Двигатели с большим пробегом, как правило, нуждаются в притирке клапанов и замене сальников (если они установлены). Тем не менее в некоторых случаях седла клапанов вместе с направляющими требуют замены. Как правило, обе эти операции проводятся в специализированной мастерской, располагающей необходимым инструментом, оборудованием и квалифицированным персоналом.

При самостоятельном выполнении обслуживания головки блока цилиндров в общем случае можно ограничиться раскоксовкой камеры сгорания и притиркой клапанов.

Если головка цилиндров уже демонтирована с мотоцикла, то необходимо в перевернутом положении поставить ее на верстак. Другими словами, она должна располагаться так, чтобы камера сгорания оказалась вверху. Затем следует аккуратно залить в камеру сгорания жидкость для автоматических трансмиссий и оставить ее на ночь для того, чтобы растворить отложения углерода.

Замечание: если двигатель имеет верхнее расположение распределительных валов, то перед проведением любых операций нужно демонтировать валы.

Удаление углеродных отложений

После растворения отложений нужно слить жидкость из цилиндров. Далее следует удалить остатки отложений при помощи деревянной палочки. Замечание: не используйте для этой цели отвертку или другой металлический инструмент, так как это приведет к повреждению поверхности алюминиевых головок.

После раскоксовки головки цилиндров клапана необходимо снять для притирки. В мультиклапанных головках эта процедура выполняется отдельно для каждого клапана с целью установки его в правильном положении.

Перед притиркой необходимо осмотреть седло клапана и прилегающую поверхность. На них не должно быть трещин или раковин.

Ремонт головки цилиндров двигателя мотоцикла

Притирка клапанов

Клапан нужно установить в соответствующую направляющую, предварительно смазав маслом стержень клапана. Далее следует нанести небольшое количество притирочной пасты на поверхность клапана, которая прилегает к седлу. Затем понадобится электрическая дрель с функцией регулировки скорости вращения. Необходимо медленно вращать клапан, перемещая его и обеспечивая контакт с седлом. Замечание: если конструкцией предусмотрены направляющие клапана, то притирку следует выполнять только после установки новых направляющих.

После каждого этапа притирки нужно выполнять осмотр поверхности седла клапана. На ней должен оставаться круг из притирочной пасты. После завершения притирки поверхность необходимо тщательно очистить. После этого можно переходить к замене уплотнений (на некоторых двигателях под пружиной впускного клапана установлен сальник), пружин и т. д.

Для проверки герметичности уплотнения нужно мелом нанести отметки на поверхность клапана со стороны камеры сгорания, а затем распылить WD-40 (или его аналог) в соответствующий порт. Допустимо небольшое размытие в виде потеков у края клапана. Признаком плохого уплотнения служит сильное скопление жидкости вокруг головки клапана.

Своевременный ремонт и ТО мотоцикла – залог Вашей безопасности. Однако, еще одним немаловажным фактором является защитная, правильно подобранная, мотоэкипировка, большой ассортимент которой Вас ждет в нашем магазине на Сокольниках.