Эксплуатация: советы, рекомендации

Диагностика мотоциклетной трансмиссии

Диагностика мотоциклетной трансмиссии

Трансмиссии мотоциклов, выпускаемые разными производителями, имеют много общих конструктивных особенностей. С небольшими исключениями, все они включают в себя механическую коробку перемены передач с постоянным зацеплением шестерен и сцепление, управляемое руками или же ногами. Такие общие конструктивные особенности позволяют диагностировать некоторые неисправности без необходимости разбирать трансмиссию.

Диагностика мотоциклетной трансмиссии

Если диагностика показывает проблему в трансмиссии, а вы не имеете необходимых инструментов, ресурсов и опыта для ее устранения, попросите сделать это профессионалов. В таком случае бывает очень легко ошибиться: забыть установить какую-то деталь или установить ее неправильно. А ведь любая неисправность в трансмиссии мотоцикла может вызвать опасную ситуацию на дороге, особенно если она случается при движении на большой скорости. Удостоверьтесь, что ваша трансмиссионная жидкость чистая и находится в хорошем состоянии, перед тем как начать тестирование во избежание усиления симптомов.

Неисправности механизма переключения

Механизм переключения передает движение рычага переключения передач в движение ползуна, переключающего передачи внутри коробки передач. Обычно механизм переключения представляет собой подпружиненный компонент цилиндрической формы, приводящий в движение ползуны с помощью специальных вилок. Трение, вызванное износом, повреждением или коррозией, может вылиться в такие проблемы переключения, как затрудненное переключение, невозможность включения фиксатора нейтральной передачи и, в самом плохом случае, невозможность включения любой передачи вообще. Это можно почувствовать через рычаг включения передач. Пружина собачки вала переключения передач может выйти из строя, что приведет к заеданию или проскакиванию рычага переключения, а также к его полной неисправности.

Диагностика мотоциклетной трансмиссии

Кулачки, карманы, ползуны и вилки

Вилка соединяет механизм переключения с ползуном. Согнутая вилка может вызвать соответствующее ему группу ползун-шестерня и также получить неполное зацепление с другой шестерней в этой группе, остальные шестерни при этом работают, как они и должны. Износ в кулачках и пазах будет позволять ползуну задействоваться, но он будет также способствовать расцеплению шестерни, когда она подвержена большой нагрузке при быстром ускорении или при торможении двигателем. Не до конца включенная передача, изношенный механизм переключения, погнутая или изношенная вилка, а также изношенные втулки шестерен могут стать причиной износа кулачков и пазов. В случае определения износа кулачков и пазов необходимо изменить применяемую технику переключения передач или взглянуть на другие вышеупомянутые компоненты во избежание дальнейших повреждений.

Шестерни и подшипники

Диагностика на слух поможет определить, имеется ли выработка подшипников и шестерен более, чем разрешено заводскими регулировками. При износе шестерен пространство между зубцами или зазор увеличивается. Если зазор становится слишком большим, то можно услышать, как шестерни стучат при контакте между собой, особенно при переключении передачи и в первый момент отпускания сцепления или при торможении двигателем. Неисправные подшипники, с другой стороны, будут производить рычащий звук при вращении трансмиссии. Можно сказать, какой из подшипников неисправен, если послушать звук при изменившихся условиях. Когда рычание подшипника слышно при отключенном рычаге переключения передач и трансмиссии в нейтральном положении, это говорит о выходе из строя подшипника вторичного вала. Если же звук наблюдается при включенной передаче на трансмиссии и отпущенной педали сцепления, то это значит, что неисправен один из подшипников промежуточного вала.

Диагностика мотоциклетной трансмиссии
Постоянный шум, независимо от положения сцепления при включенном двигателе, указывает на повреждение блока сцепления. Мотоциклы комплектуются цепью передней передачи, соединяющей звездочку вала двигателя и сцепление. Эта цепь может производить рычащие звуки, если она сильно натянута и создает слишком большую нагрузку на сцепление. Необходимо проверить соответствие регулировки натяжителя цепи рекомендациям изготовителя, прежде чем разъединять цепь для демонтажа блока сцепления.

Другие обстоятельства

Некоторые другие условия могут вызвать такие же симптомы, как и ранее описанные проблемы. Например, залипание муфты сцепления может вызвать жесткое переключение передач и сильный стук шестерен. Причина может быть достаточно проста: например, неисправное сцепление или регулировка тросика сцепления, или же это вызвано загрязнением дисков сцепления. Неисправный выжимной подшипник может вызвать высокотональный воющий звук при включении в работу рычага сцепления, но подшипники трансмиссии обычно крупнее и производят более низкий звук, чем маленький выжимной подшипник.

Диагностика мотоциклетной трансмиссии

На валах и шестернях может образоваться коррозия, если мотоцикл долго находится вне эксплуатации. Обычно это легкий налет в худшем случае, когда влага проникает в трансмиссию через вентиляционное отверстие и оседает на тех компонентах трансмиссии, которые находятся выше уровня трансмиссионной жидкости. Такой налет может вызвать посторонние звуки при зацеплении шестерен и те же проблемы, что и при неисправном механизме переключения. Все вышеуказанные места являются первоочередными для проверки и настройки в процессе диагностирования.