Охлаждающая жидкость в двигателе мотоцикла — зачем она нужна и какими свойствами обладает
В мотоциклах с жидкостным охлаждением, в отличие от моделей с классической воздушной схемой, имеется дополнительная система. Естественно, что она требует обслуживания. Со временем охлаждающая жидкость приобретает разрушительные свойства и вызывает коррозию деталей двигателя, радиатора и водяного насоса. Шланги и патрубки системы охлаждения в процессе эксплуатации изнашиваются, в них могут образоваться трещины и вздутия, а сам материал теряет эластичность.
Ресурс охлаждающей жидкости зависит от ее типа и условий работы. Для получения информации об интервалах замены охлаждающей жидкости обратитесь к руководству по эксплуатации вашего мотоцикла. Как правило, обычную жидкость нужно менять каждые два года, а жидкости с увеличенным сроком службы – примерно каждые пять лет.
В состав охлаждающей жидкости входят различные химические вещества (например, этиленгликоль), смешанные с водой и обеспечивающие оптимальное соотношение между защитой от замерзания, сопротивлением коррозии и теплопроводностью. Даже если вы живете в местности, где столбик термометра практически не опускается ниже нулевой отметки, то двигателю вашего мотоцикла все равно необходима охлаждающая жидкость, которая защищает металл от коррозии, смазывает водяной насос и смещает точку кипения.
Применение пробок радиатора обеспечивает увеличение рабочего давления антифриза. Например, в системе с давлением около 1 атм. с объемным соотношением антифриза и воды 1:1 точка замерзания жидкости достигает -37.2 C, а точка кипения – 128.8 C (на уровне моря). Температура кипения снижается по мере увеличения подъема, но на высоте, как правило, и окружающая температура ниже. Ваш дедушка должен был объяснить вам, что нельзя откручивать пробку радиатора на горячем двигателе во избежание выброса горячего пара и получения серьезных ожогов. Дайте двигателю остынуть до такой степени, при которой вы спокойно сможете удерживать руку на радиаторе охлаждения.
Антифриз в системах охлаждения современных мотоциклов может контактировать с различными металлами и материалами, например железом, сталью, алюминием, магнием, медью, латунью, пластиком и резиной. Охлаждающая жидкость должна быть совместимой с ними. При покупке антифриза убедитесь, что он соответствует требованиям производителя мотоцикла.
Использование специальных тестовых индикаторов (они продаются в магазинах запасных частей) – хороший способ проверить состояние охлаждающей жидкости. При обнаружении следов ржавчины в системе охлаждения ее необходимо промыть, а затем заменить охлаждающую жидкость, соблюдая рекомендации производителя по типу и составу. Кроме того, следует с помощью гидрометра определить точку замерзания жидкости.
При заполнении системы жидкостью имейте в виду, что в некоторых случаях может понадобиться прокачка с целью удаления воздуха. Изучите процедуру замены и рекомендации по ее проведению, указанные в руководстве по ремонту. Кроме того, вам, возможно, понадобится заменить термостат (срок его службы составляет около 5 лет), а также шланги. После замены запустите двигатель и прогрейте его на холостом ходу до рабочей температуры, наблюдая за указателем температуры жидкости (если имеется). Убедитесь, что вентилятор срабатывает при достижении значения 98.8 C.
Антифриз является токсичным веществом, сладковатым на вкус, поэтому он должен храниться в закрытых контейнерах. Старую охлаждающую жидкость необходимо правильно утилизировать. Для этого вам нужно обратиться в специализированную организацию или сервисную мастерскую.