Эксплуатация: советы, рекомендации

Охлаждающая жидкость в двигателе мотоцикла — зачем она нужна и какими свойствами обладает

Охлаждающая жидкость в двигателе мотоцикла - зачем она нужна и какими свойствами обладает

В мотоциклах с жидкостным охлаждением, в отличие от моделей с классической воздушной схемой, имеется дополнительная система. Естественно, что она требует обслуживания. Со временем охлаждающая жидкость приобретает разрушительные свойства и вызывает коррозию деталей двигателя, радиатора и водяного насоса. Шланги и патрубки системы охлаждения в процессе эксплуатации изнашиваются, в них могут образоваться трещины и вздутия, а сам материал теряет эластичность.

Ресурс охлаждающей жидкости зависит от ее типа и условий работы. Для получения информации об интервалах замены охлаждающей жидкости обратитесь к руководству по эксплуатации вашего мотоцикла. Как правило, обычную жидкость нужно менять каждые два года, а жидкости с увеличенным сроком службы – примерно каждые пять лет.

Охлаждающая жидкость в двигателе мотоцикла - зачем она нужна и какими свойствами обладает

В состав охлаждающей жидкости входят различные химические вещества (например, этиленгликоль), смешанные с водой и обеспечивающие оптимальное соотношение между защитой от замерзания, сопротивлением коррозии и теплопроводностью. Даже если вы живете в местности, где столбик термометра практически не опускается ниже нулевой отметки, то двигателю вашего мотоцикла все равно необходима охлаждающая жидкость, которая защищает металл от коррозии, смазывает водяной насос и смещает точку кипения.

Применение пробок радиатора обеспечивает увеличение рабочего давления антифриза. Например, в системе с давлением около 1 атм. с объемным соотношением антифриза и воды 1:1 точка замерзания жидкости достигает -37.2 C, а точка кипения – 128.8 C (на уровне моря). Температура кипения снижается по мере увеличения подъема, но на высоте, как правило, и окружающая температура ниже. Ваш дедушка должен был объяснить вам, что нельзя откручивать пробку радиатора на горячем двигателе во избежание выброса горячего пара и получения серьезных ожогов. Дайте двигателю остынуть до такой степени, при которой вы спокойно сможете удерживать руку на радиаторе охлаждения.

Охлаждающая жидкость в двигателе мотоцикла - зачем она нужна и какими свойствами обладает

Антифриз в системах охлаждения современных мотоциклов может контактировать с различными металлами и материалами, например железом, сталью, алюминием, магнием, медью, латунью, пластиком и резиной. Охлаждающая жидкость должна быть совместимой с ними. При покупке антифриза убедитесь, что он соответствует требованиям производителя мотоцикла.

Использование специальных тестовых индикаторов (они продаются в магазинах запасных частей) – хороший способ проверить состояние охлаждающей жидкости. При обнаружении следов ржавчины в системе охлаждения ее необходимо промыть, а затем заменить охлаждающую жидкость, соблюдая рекомендации производителя по типу и составу. Кроме того, следует с помощью гидрометра определить точку замерзания жидкости.

При заполнении системы жидкостью имейте в виду, что в некоторых случаях может понадобиться прокачка с целью удаления воздуха. Изучите процедуру замены и рекомендации по ее проведению, указанные в руководстве по ремонту. Кроме того, вам, возможно, понадобится заменить термостат (срок его службы составляет около 5 лет), а также шланги. После замены запустите двигатель и прогрейте его на холостом ходу до рабочей температуры, наблюдая за указателем температуры жидкости (если имеется). Убедитесь, что вентилятор срабатывает при достижении значения 98.8 C.

Охлаждающая жидкость в двигателе мотоцикла - зачем она нужна и какими свойствами обладает

Антифриз является токсичным веществом, сладковатым на вкус, поэтому он должен храниться в закрытых контейнерах. Старую охлаждающую жидкость необходимо правильно утилизировать. Для этого вам нужно обратиться в специализированную организацию или сервисную мастерскую.